Блог / статьи

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИЗВОД: ПОЧЕМУ ЦЕНЫ РАЗНЯТСЯ?

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИЗВОД: ПОЧЕМУ ЦЕНЫ РАЗНЯТСЯ?
Светлана Инчакова
Светлана Инчакова

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

Один и тот же сюжет иконы, выполненный практически в одной иконографической манере, обладающий одинаковыми размерами, может стоить в десятки и сотни раз по-разному. «На глазок» это отличить трудно. Логически понятно, что нужна дидактика для понимания стоимости иконописного мастерства. Осмыслить проблемы арт-рынка иконописного мастерства важно не только с точки зрения прибыли, но и с точки зрения отечественной культуры. Когда речь идет о котировках цен на иконописные искусство, помимо школы, века, технико-технологических приемов, в первую очередь важно не забывать смысл древнерусского иконописного мастерства.

Икона – это нечто большее, чем искусство исполнения. Иконы писались глубоко верующими иконописцами. Как правило, в монастыре основывались местные школы. Этапное создание, или, точнее сказать, созидание иконы имело глубокий смысл – служение Богу. Писать богоподобный образ была не только высокая миссия, которую нужно было заслужить послушанием и верой, но и сложным пониманием мировоззрения: создавать то, что является субстанцией между Богом и человеком. Икона – особое творчество, высокое, создание невидимого Первообраза, поэтому иконописцы были людьми одаренными, чувствительными, стремились к идеалу. Икона – образец творчества.

Иконописное творчество отличается иконографическим изводом, композиционно-колористическим своеобразием. Иконописец придерживался канона образа. Тем не менее на основе канонизированного типа проявлялись различные вариации на определенный тип иконы. Так, Богородичные иконы имеют 150 иконографических изводов. Именно какая школа и какой период влияет на стоимость иконы.

В вопросах инвестирования в икону нужно знать общие направления иконописных школ и изводов. Первые иконы киевских мастеров византирующего направления до монголо-татарского нашествия (1237-1240 гг.) явились базой развития иконописного мастерства древнерусского искусства. Византийские иконы повлияли на развитие православной церкви, на формирование древнерусского наследия. Сохранились они очень мало.

Лучше сохранена новгородская школа. Образно-композиционное решение икон лаконично, имеет своеобразную симметрию, силуэты удлинённые и выразительные. Главное отличие новгородских икон от других школ в противопоставлении больших форм и ярких цветов. Новгород – город купцов: краски яркие, теплые, одежды святых роскошные.

Художественный язык любой иконописной школы отличает трактовка гор (горнее место), дерево (символ устремления ввысь, к Богу, и др. символы), царские палаты (символ города).

Деревья новгородской школы изображается заостренным углом, стволы тонки. Горы имеют заостренные вершины. Палаты хорошо очерчены, массивны. Эти три признака ярко характерны для новгородской школы. Иконы владимирско-суздальской школы отличаются мягкостью письма и тонкой гармонией красок. В Новгородской иконописи принято выделять два основных направления: византинизирующее и собственно новгородское, самобытное, в последнем ярко проступают народные черты.

Для примера, сравним иконы на тему Троицы в различных школах иконописи:

Внимательно рассмотрите детали иконографического извода темы Троицы. Первая икона выполнена Андреем Рублёвым, принадлежит московский школе иконописи. Рублев претворяет здесь традиционный иконографический тип в глубочайший символ, который заставляет нас совершенно по-новому воспринимать эту старую тему. В полном расцвете творческих сил создал Рублев наиболее прославленное свое произведение – икону Троицы. Эта икона была исполнена в память Сергия Радонежского и являлась храмовым образом Троицкого собора. В иконе Рублева, созданной для длительного созерцания, нет ни движения, ни действия. В полном молчании восседают на невысоких седалищах три ангела. Их головы слегка склонены, взгляд устремлен в бесконечность. Каждый из них погружен в свои думы, но в то же время все они выступают носителями единого переживания – смирения. Композиционным центром иконы является чаша с головою жертвенного тельца. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Эти два жеста дают ключ к раскрытию сложной символики композиции. Здесь представлен акт величайшей по учению христианской церкви жертвы любви (Отец обрекает Сына на искупительную жертву за мир).

Но, как по-разному трактуется исполнение в разных школах.

Задача одна: запечатлеть одновременно и акт величайшего послушания – изъявление сыном готовности на страдание, и принесение себя в жертву миру. Тем не менее в московской школе линии гармоничные, плавно перетекающие, едва видны горки, мамврийский дуб совершенно иначе трактуется, чем в новгородской школе.

Присмотритесь, в Новгороде – городе купцов, важно показать благополучие и благоденствие богатого города. Отсюда яркие краски. Детали: дерево дается заливкой зеленого, а горы (горнее место), остроконечные, со снегом. Этого мы не увидим в псковской школе. Псков хотя и пережил монголо-татарское нашествие, но малый город постоянно подвергался пожарам, отсюда такое «настороженное» искусство иконописи.

Московская школа связана с деятельностью выдающихся художников: Феофана Грека, Андрея Рублёва, Даниила Чёрного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.

Композиции псковских икон свойственна некоторая резкость в движении и разворотах образов, импульсивность образной системы, асимметричность и мало устойчивость, рисунок неточный, колорит густой и скорее сумрачный, а фон чаще желтый, так как в Пскове был аурипигмент в глине, широко использовался ассист – золотые штрихи на складках одежд, крыльях ангелов, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Для икон строгановской школы характерны небольшие размеры, миниатюрность письма, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, хрупкая изнеженность поз и жестов персонажей, сложная фантастика пейзажных фонов. Это лишь условная схема, но различия имеются, получить максимально подробную информацию можно на основу фундаментальной науки: трудов В. Н. Лазарева «Русская иконопись от истоков до начала XVI века», в этом глубоком искусствоведческом труде имеется основополагающая методика, дающая ключ инвесторам и начинающим коллекционерам отличать школы, как следствие, разумно вкладывать средства в нужном направлении. Тогда можно будет видеть, почему одна и та же иконография может в десятки раз разниться в цене, то есть образ Николая Угодника с клеймами может стоить несколько миллионов даже не на аукционе, а в художественном салоне.

Вместе с тем, такая же на первый взгляд икона с тем же образом и житием святого в клеймах в другом салоне стоит сто долларов. Методика изучения захватывающе интересная. Предлагаемая монография была подготовлена В. Н. Лазаревым для английского издательства Phaidon Press. В ясной, доходчивой форме и на большом конкретном материале В. Н. Лазарев рассказывает о зарождении национальной станковой живописи, о технике и эстетике русской иконы, о ведущих художественных школах, об отдельных мастерах и лучших произведениях. Сохраняя научный, академический стиль изложения, книга тем не менее написана так, что ее с интересом примут самые широкие круги интересующихся.

Светлана Инчакова, арт-эксперт, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

  • #Искусство