Блог / статьи

Коллекционирование русской парсуны

Коллекционирование русской парсуны
Светлана Инчакова
Светлана Инчакова

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

Инвестирование в незаслуженно забытый пласт отечественного искусства – парсуну – дело редкое, уникальное и неповторимое. Фондовые рынки практически не имеют аналогов подобного рода коллекционирования. С точки зрения известного индекса Мея-Мозеса, имеются данные, что потенциальная емкость российского арт-рынка, включающая условную оценку стоимости только открытых коллекций произведений искусства, по разным данным, составляет порядка 1,5 миллиарда долларов США. В принципах построения индекса Мея-Мозеса, разумеется, нет никаких упоминаний о привлекательности вкладов средств в парсуну, но не стоит забывать, что после пейзажа, абстрактного искусства и натюрморта следующей наиболее востребованной темой является женский портрет, за ним – мужской.

В парсуне и тот и другой портрет связан с уникальным открытием личности человека и окружающего его мира. После иконы, произошедшая секуляризация отечественного искусства была подлинным новаторством в освоении художественной выразительности. Парсуна – это зарождение портретного жанра. Увлекательно наблюдать, как иногда примитивные попытки вырваться из традиций канона создавали неповторимость парсуны. В XVII веке появились портретные парсуны, где портретное сходство передавалось условно, часто использовались характерные парсунные атрибуты и подпись.

Неповторимая уникальность этого вида искусства прежде всего в том, что в нем соединяются приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры. Парсуна в русском искусстве – переходный этап от иконы к светскому портрету. Такое сложное и удивительное сочетание делает парсуну неповторимым искусством. Дореволюционные исследователи парсунного искусства находили прогрессивным развитие отечественного искусства XVII в., созданным в основном немецкими художниками, работавшими в Оружейной палате. Для новых исследований искусство парсуны важно для рассмотрения связи с произведениями, выполненными русскими и иностранными мастерами, работавшими в России.

Коллекционирование парсуны еще интересно тем, что это живая связь с литовскими, польскими и украинскими корнями, как отражение традиций западноевропейского искусства в русской парсуне. Еще одно преимущество коллекционирования – это то, что парсуна отражает изменения в русском мировосприятии и понимании человека, как следствие используются разные техники исполнения. Такая коллекция, как живое восприятие дает возможность проследить русскую историю в развитии русского портрета. Как отмечает искусствовед Е.С. Овчинникова: «В этих еще скованных условностями произведениях ясно прослеживаются стремления художников к изображению людей с характеристикой их индивидуальных черт лица, фигуры, одежды и атрибутов».

Парсунное искусство в начале своего развития исполнялось в иконописной манере, затем использовались масляные краски.

В репрезентативные образы в парсуне часто запечатлевают, используя трафаретную схему фигуры, соответствующей сану или званию – боярина, стольника, воеводы. Более ранняя парсуна запечатлевает изображение лица, позже появляется поясной портрет. Более поздняя парсуна осваивает изображение в полный рост, уделяя внимание одежде, среде, предметному миру и фону. Такая постановка натуры дает большие возможности для художественного творчества. Известно, что термин «парсуна» был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал то же, что и «персона», то есть просто портрет. Искусство парсуны просуществовало до 1760-х гг., а в провинциальных русских городах парсуны писались и позднее. Портрет, благодаря присущей ему документальности и всегда особому, обусловленному именно данной эпохой характеру художественного обобщения образу человека, может рассказать о своем времени и своем герое порой ярче и убедительнее обширного ученого сочинения.

Зарождение отечественного портрета в XVII столетии сопровождалось открытием личности человека и окружающего его мира, подлинным новаторством в освоении новых художественных средств, что в свою очередь способствовало развитию всех областей художественного творчества. Трудно найти другой вид искусства, в котором историческое и художественное прослеживало бы изменение жанра. Буквально каждый новый прием в передаче образа человека, каждая деталь антуража парсуны связаны самым непосредственным образом с живым историческим процессом эпохи.

Должно быть очень интересно собирать произведения искусства парсуны, связанного с новым пониманием образа человека, изобразительного языка и художественных средств. Связь человека с окружающими его миром всегда входила в круг интересов художников и по-своему трактовалась в разных жанрах живописи, и, конечно, в парсуне.

Светлана Инчакова, арт-эксперт, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

  • #Искусство