Блог / статьи

Процесс IPO: как компании выходят на биржу

Процесс IPO: как компании выходят на биржу

Далеко не всегда прибыли от бизнеса хватает на его дальнейшее развитие. Поэтому, чтобы расти и расширяться, компания начинает искать финансирование. Есть несколько способов привлечь средства извне, и один из них – провести IPO.

Несмотря на то, что сегодня этот инструмент набирает популярность среди инвесторов, не все компании обращаются к нему. На это есть причины: IPO требует длительной подготовки, а смена статуса компании может иметь негативные последствия. Но если владельцы бизнеса готовы пойти на риск, IPO позволит организации перейти на новый уровень.

Из статьи вы узнаете, как проходит IPO и стоит ли инвестору присматриваться к этому финансовому инструменту.

Что такое IPO

Что такое IPO

IPO (Initial Public Offering) – это первичное публичное размещение акций на бирже для продажи неограниченному кругу лиц. Компания проводит оценку своего бизнеса, по итогам которой определяется ее капитализация, а в зависимости от нее – количество выпускаемых акций и их стоимость. После того, как бумаги оказываются на бирже, любой желающий может их приобрести. При этом чем больше будет интерес инвесторов, тем выше поднимется стоимость бумаг.

Для проведения IPO компании необходимо:

  • иметь хорошую историю бизнеса;
  • подготовить отчетность за три года (а если компания младше, то отчетность нужна за весь период существования);
  • соответствовать по уровню предварительной капитализации требованиям биржи, на которой компания планирует размещение.

После выхода на биржу изменяется статус организации – она перестает быть частной и становится ПАО, или публичным акционерным обществом. Это накладывает определенные обязательства, например, периодические финансовые отчеты и необходимость сообщать о планах на дальнейшее развитие.

С другой стороны, IPO помогает повысить узнаваемость бренда, так как всегда привлекает внимание СМИ.

Этапы IPO

Этапы IPO

Процесс первичного выпуска ценных бумаг можно разделить на следующие этапы:

  • предварительный этап

    Владельцам компании необходимо учесть все плюсы и минусы проведения IPO, оценить бизнес и структуру активов, просчитать, сколько акций и по какой цене стоит выпускать на биржу. Помимо этого, компании следует подготовиться к новому статусу – придется каждый квартал после выхода на биржу публиковать финансовую отчетность, чтобы повысить доверие инвесторов и действовать по правилам биржевых торгов.

    Все это может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Когда совет директоров (или создатель компании, если он полностью владеет бизнесом) примет окончательное решение провести IPO, начинается новый этап.


  • подготовительный этап

    Самостоятельно выйти на биржу не получится – компании нужен профессиональный посредник, который будет обладать необходимыми ресурсами, в том числе для поиска крупных инвесторов. Таким посредником становится андеррайтер. Им может выступать инвестиционный банк или целый финансовый конгломерат.

    Компания заключает с андеррайтером договор. После этого андеррайтер оценивает, насколько бизнес перспективен, и разрабатывает проспект эмиссии. Вместе с другими документами он направляется в регулирующий орган страны, где пройдет IPO. Для России это Банк России, для США – комиссия ко ценным бумагам и биржам SEC.

    В проспекте эмиссии указывается подробная информация о компании: владельцы, состав руководства, отчетность, история компании и план ее развития, текущее положение дел и т.д. Если все соответствует требованиям регулирующего органа, назначается дата IPO.

    После этого, чтобы привлечь инвесторов, андеррайтер устраивает road show. В ходе него представители компании-эмитента две-три недели ездят по стране, где планируется выпуск бумаг, встречаются с потенциальными покупателями и рассказывают о преимуществах участия в IPO.

    Road show устраивается по двум причинам. Во-первых, мероприятие позволяет эмитенту прорекламировать себя. Во-вторых, в процессе road show андеррайтер собирает предварительные заявки на акции и корректирует цены.


  • основной этап

    Крупные инвесторы получают возможность купить бумаги до официального старта IPO, как и сам андеррайтер – он зарабатывает на разнице между ценой, по которой приобрел акции, и ценой размещения. В случае успеха это могут быть большие деньги. Именно поэтому, когда о намерении провести IPO заявляет перспективная компания, за право представлять ее разыгрывается борьба между андеррайтерами-конкурентами.

    Итак, бумаги оказываются на бирже. Теперь их может купить любой желающий, в том числе инвестор с небольшим капиталом.

    При этом приобретение акций сразу после начала торгов влечет за собой риски – цена в первый день IPO может как сильно вырасти, так и упасть, и некоторое время стабильности не будет. Также в период Lock Up, который длится от 90 до 270 дней, купивший акцию не может ее продать. Уже потом инвестор может реализовать акции по более высокой цене или оставить их у себя в соответствии со своей стратегией.

 

Невозможно точно определить, как завершится IPO. Если оно будет успешным, компания получит широкую известность и рост капитализации. Если же IPO окажется провальным, акции потеряют в стоимости, а компания понесет убытки, которые будут широко освящены в СМИ.

Но для желающих купить акции это все еще возможность значительно приумножить вложения. Благодаря открытости информации, можно проанализировать финансовые показатели и самостоятельно оценить, есть ли у компании шанс пробиться в лидеры рынка. А если у человека нет опыта для такого анализа, он всегда может обратиться за помощью к компетентным лицам.

  • #IPO