Блог / статьи

Провенанс, как метод продвижения художника на арт-рынок

Провенанс, как метод продвижения художника на арт-рынок
Светлана Инчакова
Светлана Инчакова

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

Арт-рынок имеет разную общественную среду и разные задачи. Инвестиционная стратегия должна серьезным образом отличаться и не подчиняться массовым вкусам товарных отношений. Инвестиционное качество определяется «правильными», с точки зрения провенанса, работами, которыми нужно управлять.

С помощью маркетинга, на основе исследований, можно успешно формировать устойчивую стратегию инвестирования в художественный продукт, как объект капиталовложения. В первую очередь, помимо эстетического и художественного вкуса коллекционера, важны и другие составляющие организационные подходы, влияющие на ценность отдельной работы и ее взаимодействие с другими работами в коллекции – для управления.

Значение провенанса – одно из самых серьезных факторов в продвижении имени художника. Творческая деятельность художника подразумевает через объективный мир создание особого художественного мира с собственной системой духовных ценностей. Перенесение художественного образа в сознание зрителей без истории духовно-ценностного содержания может быть просто не воспринято как социальный опыт. Художник, как творец, создавая произведение искусства, надеется на то, что результат его труда должен быть перенесен в художественно-социальную среду, и этим он зависим от слагаемых арт-рынка.

Сложно себе представить успешное и безмятежное творчество без связи с союзами художников, галереями, дилерами и критиками. Чтобы упростить задачу нашего исследования, возьмем пример уникального провенанса знаменитого художника-постимпрессиониста Ван Гога. Были же не менее талантливые художники, почему такая исключительность Ван Гога? Первая публикация Эмиля Бернара 1890 г. положила начало легендарной славе Ван Гога, благодаря чему художник вошел в исторический опыт человечества не только как живописец, но и как выдающаяся личность, которая шире истории времени.

Художник стал уникален в романтических идеях сверхжизни и сверхискусства, сливающихся в целостное всепоглощающее творчество. Ж. Леймари, писал: «Его трагическая жизнь …популярна как какая-то священная легенда, которая нам больше нужна, чем сияние его подсолнухов... она сияет над всей планетой, как факел современного искусства» (Л. Вентури «Художники-импрессионисты» и Дюран-Рюэль в кн. «Импрессионизм», «Письма художников», «Воспоминания»). Даже самый нелюбопытный читатель знает, что Ван Гог отрезал себе ухо, и психологически обязательно будет стараться найти какую-нибудь информацию об этом случае. Очень высокий ажиотаж будет длиться ещё долго. И все дело в переписке Ван Гога с братом Тео, которая носит исторический характер. Эти тысячи страниц сумели создать миф о мученике, как житие святого они окружили имя Ван Гога ореолом единственного в своем роде художника. Эта особенность Ван Гога способствовала созданию традиции, согласно которой в связи с изучением его творчества на первый план выдвигалась не историко-художественная, а человеческая тема – социальная трагедия новатора, обреченного на непонимание и гибель.

Не только картины художника стоят баснословных денег, но письмо, написанное Винсентом Ван Гогом к Полю Гогену, было продано за € 210,6 тысячи парижским аукционным дом Drouot. Совместная переписка Ван Гога и Гогена ушла с молотка за 16,5 миллиона рублей.

В последние годы появилась тенденция расширительного толкования наследия Ван Гога, выводящего его значение за пределы французской живописи. В частности, делаются плодотворные попытки показать значение Ван Гога в формировании все европейского стиля модерн, получившего распространение в 1890-х гг. В России равнение Ван Гога с Достоевским стало едва ли не традицией. Целый Университет медицинского центра Гронингена анализирует письма художника к брату Тео. Специалисты изучают фотографии, учитывая облик, когда Ван Гог был с зубами, и как изменилась его челюсть после того, когда вставил зубы. Фрагменты его истории ортодоксальны. Тайна, окутывающая происшествие с отрезанным ухом, все-таки сделала свое дело. И, несмотря на то, что профессор психиатрии Виллем Нолен, координатор исследования, заявил, что Ван Гог мог «преуменьшать и приукрашивать» определенные вещи в своих письмах. «Хотя тексты содержат много информации, мы должны помнить, что он писал их не своим врачам, а членам семьи и другим родственникам, чтобы проинформировать их, успокоить или призвать к чему-то. Поэтому наша статья о заболеваниях Ван Гога точно не будет последней», – сказал он.

Тем не менее эти исследования не снизили градус волнений. Версии и мнения активно продолжаются: по одной из версий, художник лишился уха во время спора со своим другом Полем Гогеном, когда 23 декабря 1988 года Гоген не выдержал напряженного разговора и оставил Ван Гога в одиночестве в доме на площади Ламартина. Художник в гневе отхватил себе мочку уха бритвой, завернул ее в газету и отправился в бордель, где вручил кусок плоти знакомой проститутке. Наутро полицейские отвезли художника в больницу. Ранее писатель Мартин Бэйли, специалист по творчеству Ван Гога, обнародовал документы, подтверждающие, что в вечер, когда художник лишился уха, он получил письмо от Тео с известием о помолвке возлюбленной художника. На следующее утро его поместили в госпиталь с диагнозом «острая мания с общим безумием». Противоречивая версия других источников говорит обратное. Несмотря на внутреннее смятение, Ван Гог был мотивирован в совершенствовании в живописи. Художник создал 2100 полотен, в частности, около 860 картин маслом. Хотя процесс создания многих его работ связывают с психическим расстройством, эксперты подтверждают, что художник редко писал в периоды психозов.

Можно привести множество других примеров жизни и творчества иных художников, всецело поглощенных искусству, с не менее сложной драмой жизни, но почему же их работы не стоят миллионы долларов? Вот, когда мы узнали миф или не миф, о том, что Павел Филонов, выбирая купить за последние деньги краски или хлеб, выбрал краски и умер с голоду, тогда мы готовы соотнести ценности, а ведь мог бы купить хлеб. Художник включен в арт-рынок через сложную систему коммуникаций, взаимосвязей. Степень прижизненного успеха художника определяется очень условно и меняется мерой интереса к его наследию. Разумеется, не только святое творчество, но и совокупность социальных институтов культурно-маркетингового направления влияют на стоимость творческого наследия.

Символом всех исторических цивилизаций является «жертвенность» во имя свободы, которая реконструирует модификации мифотворчества всех известных нам культур. В христианском миропонимании, в центре которого образ Троицы, символическая формула священного включает в себя не только процессы спасения, но и указывает духовное развитие личности. Однако нужно вернуться к арт-рынку, к которому тоже стоит повнимательнее приглядеться как к феномену, лежащему в основе субъективности творческого процесса, так и механизму, который запускает социокультурное значение художника. Тем более, и выдумывать ничего не надо. Каждый из тех, кто преодолел академическую планку – это уже живая история. Взаимообусловленность значения произведения искусства и личности его автора очевидна. Часто в нашей выставочной деятельности выдающихся художников «не добьешься» названия работ и технику исполнения, не говоря уже об истории создания работы или исключительной особенности решения, а арт-рынок диктует провенанс, что создает символическую фигуру «судьбы» художника, тот механизм, который присущ развитому арт-рынку.

Какие факты из биографии художника могут поднять его искусство в цене? Участие в выставках. Ну и здесь, конечно, качество преобладает над количеством. Уровень новаторства произведения повышает его стоимость.

Работать нужно двумя факторами: во-первых, яркой (хотя, и не преувеличенной) биографией самобытности русского художника, и, во-вторых, четкой дистанцией между товарными отношениями массовой культуры, туризма и феноменом управления коллекции, в которой психоаналитические и социально-культурные исследования значительно активизируют значение произведения искусства.

Светлана Инчакова, арт-эксперт, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

  • #Искусство