Блог / статьи

Введение глобального минимального налога на прибыль

Введение глобального минимального налога на прибыль

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

Попытки правительств крупнейших экономик мира добиться более справедливого, по их мнению, налогообложения прибылей транснациональных корпораций предпринимались уже много лет. Недовольство вызывало, во-первых, то, что корпорации, основной бизнес которых существовал в США, Европе, Великобритании, предпочитали регистрироваться в низконалоговых юрисдикциях, что позволяло им минимизировать уплату налогов там, где они реально вели свою деятельность. То есть, с одной стороны, государства пытаются справиться с накопившимися еще с прежних кризисов бюджетными и долговыми проблемами, но крупные корпорации легко избегают налогового бремени.

Другое противоречие, особенно сильно проявившееся в последнее десятилетие на фоне бума глобальных интернет-компаний, состоит в том, что страны, в которых международные корпорации продают свои продукты и зарабатывают миллиарды долларов, пользуясь доступом к местным пользователям, хотели бы тоже получать часть налогов с их прибылей.

В последние годы ряд европейских стран, не дождавшись когда будет выработано общее регулирование, в одностороннем порядке стали вводить налог на цифровые услуги, которые распространяются, прежде всего, на американские IT-компании, что приводит к экономическим войнам. Попыткой выработать консенсус стали предложения группы ОЭСР по введению минимального глобального налога на прибыль, предполагалось, что оно охватит почти 140 стран (предлагалась ставка 12,5%), но согласование идет с большим трудом, так как небольшие страны с низкими налоговыми ставками не хотят терять свое конкурентное преимущество.

Ситуация усугубилась экономическим кризисом вследствие пандемии COVID-19. США и большинство крупных европейских стран завершило прошлый год с рекордными бюджетными дефицитами, и теперь проблема, как увеличить доходную базу, встала еще острее. Предстоит повышать налоги, но при этом, при наличии юрисдикций с низкими (Ирландия, Кипр, Нидерланды, Люксембург) или даже нулевыми ставками налога на прибыль (оффшоры), государства с высокой ставкой корпоративного налога на прибыль (Франция, Япония, Германия, Италия, США в случае планируемого Байденом повышения ставки корпоративного налога) становятся все менее конкурентоспособными для крупного бизнеса – значит, увеличится нагрузка на домохозяйства и небольшой бизнес (которому некуда уходить), возрастет социальная напряженность.

Министры финансов G7 пока приняли декларацию о поддержке единой ставки налога для корпораций на уровне не менее 15%. Идея состоит в том, что если у компании головной офис находится в стране А, а налогооблагаемая прибыль формируется в стране В со ставкой налога ниже минимальной глобальной ставки, то страна А получит возможность "доначислить" компании разницу в свой бюджет. При этом США хотели бы на национальном уровне ввести для зарубежных операций американских компаний и более высокую ставку в 21%.

Другой инициативой стала поддержка разделения налога на прибыль между страной регистрации и странами, где компании зарабатывают выручку – для крупнейших транснациональных компаний налог будет применяться к компаниям с рентабельностью по чистой прибыли от 10%, и 20% прибыли свыше этого уровня будут перераспределяться для налогообложения в странах, где они фактически продают свои продукты. Одновременно государствам предписано отказаться от одностороннего введения цифрового налога.

Это лишь первый шаг – в июле идею глобального минимального налога на прибыль будут обсуждать на встрече министров финансов G20, а затем на уровне ОЭСР. К тому же решения должны быть приняты на национальных уровнях. Все это может занять достаточно длительный срок. По оценкам ОЭСР, предлагаемые изменения в налогообложении обеспечат поступление в бюджеты стран дополнительно $50-80 млрд в год.

Из секторов и компаний, к которым прежде всего может относиться глобальный минимальный налог на прибыль, наиболее вероятные кандидаты – крупнейшие IT-компании (Amazon, Apple, Facebook, Google, Microsoft), но в данной трактовке прямой дискриминации именно цифровых компаний не предусматривается. Для рынков это может означать, что у крупнейших компаний после налогообложения может оставаться меньшая доля прибыли, доступная для дивидендов и "байбэков", но многое будет зависеть от конкретной реализации предложений.

Материал предоставлен компанией-партнером. Оригинал читайте в источнике: Финам

  • #Налоги