Блог / статьи

«Авангардная» стратегия инвестирования в искусство

«Авангардная» стратегия инвестирования в искусство
Светлана Инчакова
Светлана Инчакова

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

«Авангардная» стратегия воплощается художниками-новаторами, создающими инновационные и экспериментальные вещи, связанные с современной действительностью. Для инвестирования в авангардное искусство важно видеть перспективу радикального новаторского исполнения работы художниками-экспериментаторами. За особым нечитаемым языком живописных приемов – отказа от фигуратива, следует отличать субъективно опрометчивую форму или вовсе плагиат от истинного новаторства образного воплощения ценностей автора. В авангарде ценно изобретение уникальной формы выражения идеи. Должны быть понятны границы в отсутствии интеллектуальных концептов и культурных ценностей, которые приводят к провоцированию профанации сакрального искусства, в том числе и классического авангарда.

Не могут представлять интерес работы, в которых циничность высокого искусства и демонстрация низменного. Настоящий авангард – это философская культура тех, кто обладает реалистической основой школы, но ищет новые новаторские решения – вот тогда да. Х. Ортега-и-Гассет предупреждал: «...возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади себя ничего образцового, ничего приемлемого для себя. Следы духовной традиции стерлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны» (Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М: АСТ, 2001. - С. 38.). В одной из научных работ поднимался житейский вопрос: один из респондентов так описал свое отношение к некоторым художникам: «Когда смотришь на какое-то произведение современного автора, начинаешь спрашивать себя: «Зачем он это сделал, кому это предназначено». Чаще всего не можешь найти ответ. Кажется, просто хотел выразить себя, но тогда зачем выставляет на всеобщее обозрение? Может, хочет найти такого же любителя необычного и предложить ему свое произведение?» Ориентация искусства на сбыт как некой вещи массового производства лишает произведение его всеобщей ценности, оно становится ценным только для того, кто его приобрел. Сиюминутное не заменит вечного. Совсем другое дело, когда в современном социуме возникает инновационный образ-символ, новация, идея. Интересно это и в условиях современного арт-рынка, где действуют законы коммуникаций.

Для того, чтобы не было ощутимым препятствие для анализа художественно-выразительной значимости авангардной работы, безусловно, следует обратить внимание на фундаментальные исследования авангардного искусства. Кардинально отличаясь от искусства классического, авангард провозглашает свободное от стереотипов прошлого современное искусство. А само современное искусство обозначает необходимые направления для его развития. Поэтому нужна база знаний, та основа, которая несомненно приведет к должному отбору авангардного искусства. Это работы B.C. Турчина, посвященные проблемам авангарда, двухтомный коллективный труд «Авангард в культуре XX века», представляющий собой опыт исследования исторического авангарда. Глубиной изучения проблем искусства XX века отличаются труды одного из самых значительных отечественных исследователей неклассической эстетики В. Бычкова (Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004.) Два тома исторического обзора А. Крусанова «Русский авангард». И. Азизян «Диалог искусств XX века». Фундаментальный труд Л. Столовича «Красота. Добро. Истина» является своеобразной энциклопедией воззрений философов от древности до мыслителей середины XX века, и, конечно, диссертация А. П. Моргунова «Ценностные ориентиры искусства авангарда XX века».

Однако знания о системе ценностей авангарда из книг можно почерпнуть лишь косвенно, но все равно это важно. Самостоятельно анализируя процессы формирования ценностей и их взаимосвязь с современной действительностью, можно выработать свою индивидуальную систему выбора авангардных решений в творчестве художника. А то, каким образом инвестор определит соотношения ценностей традиционной и креативной культур в системе арт-рынка заслуживает не меньшего творчества, чем одарённость художника.

Авангард – не только художественный стиль, но и форма мировоззрения как целостного представления об отношениях человека и мира. Характерной особенностью иррационализма авангарда является интуитивная и мистическая окрашенность, уровень подсознания, за которыми признаются новые возможности постижения мира. Эпатаж и пафос авангарда в создании новой реальности через творца-художника, его внутреннего мира. В XX в. с появлением нового типа индивидуализма возник новый подход к искусству, отмеченный крайним субъективизмом, стремящимся к радикальному слому всей предшествующей системы ценностей. От момента рождения авангарда в 1900-1930-х годах (так называемого исторического авангарда) продолжается влияние авангардных течений на современное искусство.

В современном арт-рынке, кроме акта купли-продажи, начинает формироваться система продвижения искусства к потребителю – маркетинг. В этих условиях все зависит от подходов к решению этой задачи.

Светлана Инчакова, арт-эксперт, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

  • #Искусство