Блог / статьи

Пандемия, как новая экономическая реальность.

Пандемия, как новая экономическая реальность.
Анатолий Гожий
Анатолий Гожий

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

На сегодняшний день всем уже ясно, что является важнейшим долговременным фактором, определяющим движение мировых финансовых рынков. Выборы в США – всего лишь эпизод, а падение цен на нефть – побочный эффект проблемы. Мировая экономика больна COVID-19 и движения на фондовых рынках – проявление болезни, как температура при гриппе.

Вторая волна эпидемии ожидалась, но ее масштаб превзошел ожидания, о чем свидетельствует хаотичность действий правительств многих государственных институтов. Проблема состоит в том, что эта кризисная ситуация уникальна: она не является следствием естественной цикличности экономического развития, а порождена явлением, лежащим за пределами политики и экономики.

До сих пор, при кризисе, всегда под рукой оказывалась адекватная экономическая теория с готовой системой мер. Долгое время это было кейнсианство, c его мерами активного государственного вмешательства в экономику, породившее ряд вариаций: от шведского «народного дома» до «социального рыночного хозяйства» Эрхарада-Аденауэра. Затем пришло время длительного господства фридменовского «монетаризма».

Экономическая теория и практика вооружили человечество разнообразным инструментарием воздействия на изменения в экономической сфере, но все эти методы относятся к естественно-экономическим процессам. Для сложившейся ситуации готового рецепта нет.

США и страны Западной Европы идут путем комбинирования различных способов регулирования. Странам Евросоюза пришлось отложить свертывание программ помощи в виде субсидий и льготных кредитов гражданам и компаниям. Европейский Центробанк, о чем свидетельствуют недавние высказывания главы ЕЦБ Кристин Лагард, готов нарастить программу количественного смягчения с выкупом государственных облигаций и снижением ставок, облегчающим предоставление банкам дополнительной ликвидности для выдачи кредитов.

Осознавая недостаточность только монетарных мер для полноценного восстановления экономики, западные правительства используют возможность наращивания бюджетных трат, что, возможно, позволит смягчить падение и обеспечить рост.

В этих действиях прослеживается понимание того, что в сложившихся обстоятельствах требуется мобилизации всех мер экономического регулирования и стимулирования, доказавших в разное время свою эффективность. Неизбежным итогом этого поиска должно стать формирование модели «новой экономической реальности», в которой пандемия будет являться перманентным фактором.

Анатолий Гожий, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

  • #Рынки