Блог / статьи

Гибкая экономическая политика - основа роста рынков

Гибкая экономическая политика - основа роста рынков
Анатолий Гожий
Анатолий Гожий

Напоминаем, что любое взаимодействие с финансовыми инструментами сопряжено с риском. Идти на него или нет – решать только вам. Прогнозы, которые делает автор, остаются прогнозами и не гарантируют прибыли. Все потому, что финансовые рынки бывают непредсказуемыми, и избежать неожиданностей не помогает даже глубокая проработка темы. Данные статьи подходят для первого знакомства с миром финансов: автор рассказывает об особенностях работы на различных рынках и дает общие рекомендации. Если же вы хотите получать доход посредством торговли, рекомендуем пройти специальное обучение, а также потренироваться на демонстрационных счетах. Материалы, представленные ниже, носят ознакомительный характер и не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в том числе к деятельности по инвестиционному консультированию, указанной в ст. 6.1).

После галопирующего роста к концу недели на большинстве фондовых площадок преобладали коррекционные движения. Однако это коррекция на вершинах, и позитивные настроения среди инвесторов в целом преобладали. При неоднозначности экономической статистики развитых стран вполне очевидны позитивные результаты последовательной политики, проводимой регулирующими институтами США и Европы.

Находясь на своих пиковых значениях, американские индексы S&P 500 и Dow Jones обозначили небольшое снижение к концу прошлой недели, остановившись на уровнях: выше 3 840 и 30 996 соответственно. Два обстоятельства определяют оптимизм инвесторов: программа Джо Байдена, с ее 1,9 миллиарда долларов стимулирования и взгляд на перспективы денежно-кредитной политики, сформулированный Джанет Йеллен, будущей главы Минфина США. Примечательно, что именно во времена, когда Йллен возглавляла ФРС, США впервые за многие годы добились профицита государственного бюджета. В нынешней ситуации наращивание государственного долга уже рассматривается будущей Главой Казначейства в качестве необходимости, продиктованной интересами роста национальной экономики. Следует отметить, что сама концепция дефицитного государственного бюджета отнюдь не предполагает полного погашение всех долгов, а строится на возможностях регулярного обслуживания обязательств государства (подобная точка зрения встречает решительное сопротивление со стороны управленческого экономического блока в нашей стране).

Абсолютные цифры долговой нагрузки на бюджет США выглядят устрашающе, но если принять во внимание то обстоятельство, что обслуживание этих обязательств составляет не более 1,5% ВВП (к примеру, в 90-е годы прошлого века эта величина составляла более 4%), то курс на наращивание дефицитных статей бюджета (для активизации экономики) смотрится вполне обоснованно.

Образец гибкости – это подход к вопросу о налогах. Предвыборная программа Джо Байдена предполагала увеличение налогового бремени на бизнес. Джанет Йеллен дала понять, что кризис – не лучшее время для изменения налоговой политики.

Аксиоматическое положение о невозможности экономического роста при нарастании налогового бремени является очевидным постулатом для ведущих экономистов мира, но отнюдь не для нашего Минфина, который пришел к заключению, что кризис в нашей стране успешно преодолен и пришла пора изымать излишки у бизнеса и населения.

В краткосрочной перспективе возможности дальнейшего восходящего движения американского рынка будет зависеть от процесса утверждения антикризисной программы нового Президента США, поскольку отдельные положения (в частности, социальная составляющая) наверняка встретят сопротивление со стороны республиканского меньшинства в Конгрессе.

Снижение европейских бирж явилось следствием информацией о новых мутациях коронавируса и вероятности продления локдаунов. Борис Джонсон предположил, что жесткие ограничения продлятся до лета. Euro Stoxx 50 в моменте терял до 0,7, но к концу недели снижение замедлилось до 0,4%, остановившись на уровне 3 602,4. При этом в Еврозоне, по сравнению с декабрем прошлого года, наметились признаки стабилизации. В Германии сфера услуг, пострадавшая за время эпидемии значительно больше производства, демонстрирует признаки восстановления. В результате DАX, как и американские индексы, продемонстрировал незначительное движение вниз, оставшись «на гребне волны»: почти 13874.

На азиатских биржах: Nikkei – снизился на 0,44%, после того как достиг 30-летних максимумов, а Shanghai Composite показал символический плюс.

Откат на наших фондовых площадках выглядит вполне естественно на фоне всеобщей коррекции, негативного внешнего фона и некоторого снижения нефтяных котировок. За неделю индекс ММВБ потерял чуть больше 2%, опустившись до 3390, а РТС – 4%, остановившись на 1426.

Анатолий Гожий, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

  • #Рынки